Еще в прошлом году выставка СТТ носила префикс bauma. Но в апреле компания Messe Frankfurt из российского проекта вышла, и выставка снова начала называться СТТ, с дополнением Expo. Впрочем, как и прежде, шоу в «Крокус Экспо» стало главным смотром машин, оборудования и всяческих новаций, применяемых в российской строительной отрасли. Разница с предыдущим, не лучшим в истории bauma СТТ годом видна издалека: тогда еще на подъезде к «Крокус Экспо» были видны высокие стрелы кранов, плотно расставленных по уличной экспозиции. В этом году зрелище получилось скромнее.
Выставку проигнорировали европейские, американские и японские компании, которые в последние годы считались, по сути, главными экспонентами, поражавшими здоровенными по площадям стендами и выставлявшими десятки единиц техники. Уход европейских производителей — это шанс для отечественных, считают эксперты. И тут главная неожиданность: CTT Expo решили пропустить почти все гранды отечественного автомобилестроения. Завсегдатаи главной строительной выставки КАМАЗ, ГАЗ и «Урал» не сочли нужным показывать новинки в Москве, а сфокусировались на значимых промышленных выставках в Екатеринбурге («Иннопром») и Новокузнецке («Уголь России и майнинг»).
Впрочем, нынешняя экспозиция не зияла неприятными пробелами между стендами, многочисленная публика демонстрировала живой интерес к происходящему, деловая программа прошла по графику на высоком методологическом уровне при полном зале.
Второй вывод заключается в том, что на освобожденном западными партнерами пространстве успешно располагаются китайские партнеры, на деле реализуя принцип «свято место пусто не бывает». Вряд ли это является успехом спецпрограмм поддержки отечественных производителей, разработанных Минпромторгом. Промышленность и экономика в современных условиях меняются. Логично предположить, что вместе с ними меняется и главная выставка строительной техники и технологий. Давайте посмотрим самые яркие экспонаты.
Раздел строительной техники большей частью представлял выставку достижений китайского машиностроения. Одну из крупных экспозиций развернула компания «Люгонг Машинери Рус», представившая несколько линеек строительной техники LiuGong: автогрейдеры, катки, фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы, мини-экскаваторы. Так, автогрейдеры представлены в самой тяжелой и легкой версиях — массой 18,4 тонны (4215D) и 14 тонн (4140D). Более тяжелую модель оснастили боковым снежным отвалом.
Фронтальные погрузчики представлены в том числе старшей моделью 877Н номинальной грузоподъемностью 7000 кг, но LiuGong акцентировала внимание посетителей на специальном исполнении погрузчика 855Н грузоподъемностью 5300 кг с газовым двигателем Cummins LNG. Машина адресована заказчикам, располагающим заправочной инфраструктурой, в первую очередь подразделениям «Газпрома».
Также уделим внимание экскаватору-погрузчику 777А. Это бюджетная модель с разновеликими колесами, полным приводом и двигателем Weichai. Для более требовательных заказчиков предлагают версию 777AS с равновеликими колесами, трехрежимным рулевым управлением и двигателем Perkins.
Компания «Русбизнесавто» традиционно представляла технику бренда SDLG. Прежде всего, это флагманский фронтальный погрузчик L989F массой 27,5 тонны и грузоподъемностью 8000 кг, первый экземпляр которого был ввезен в страну в конце 2021 года. Машина создана на основе конструктивных разработок Volvo CE, в ее внешности и интерьере кабины угадываются дизайнерские решения Volvo. Модель оснащена дизелем Volvo SD130B мощностью 341 л. с., коробкой передач Volvo, аксиально-поршневым гидронасосом, гидроусилителем Bosch-Rexroth и насосом рулевой системы Eaton.
Компания UMG СДМ, единственный производитель в России, представляющий на рынке широкий модельный ряд экскаваторов и автогрейдеров собственного производства, показала на СТТ Ехро колесный экскаватор UMG Е145W, телескопический погрузчик UMG TLH3510C и автогрейдер UMG АГ-14.
Телескопический погрузчик TLH3510 массой 8,5 тонны изготовлен заводом «Эксмаш», также расположенным в Твери. Основной потребитель подобной техники — аграрный сектор, особенно крупные холдинги, которые стремятся при помощи передовой техники оптимизировать технологии и расходы на перемещение различных грузов. Что особенно ценно, эти погрузчики также практически состоят из российских комплектующих. Неудивительно, что модель получила награду «Лучший телескопический погрузчик года» в конкурсе «Инновации в строительной технике в России — 2022».
Подмосковная компания AGB Construction Machinery заявила о намерении организовать в РФ серийное производство нового экскаватора-погрузчика AGB 3CR. Новинка эксплуатационной массой 8400 кг будет доступна с тремя вариантами двигателей, один из которых — 4,5‑литровый Cummins QSB, собираемый в Набережных Челнах.
Глубина копания AGB 3CR — 5990 мм, объем ковша — один кубометр. Предусмотрена гидравлическая линия под навесное оборудование (ковш-смеситель, вилы на фронтальный ковш, дорожная щетка, гидромолот, гидробур и др.) и быстросъемная каретка для его замены.
По словам генерального директора, руководителя проекта AGB Construction Machinery Кирилла Кулика, взаимозаменяемость запчастей экскаваторов-погрузчиков AGB 3CR с запчастями импортного аналога JCD 3CX составляет более 90 %. «Технические возможности техники AGB позволяют потребителю полностью отказаться от импортной техники», — отметил эксперт.
В настоящий момент на севере Москвы готовится площадка с производственными мощностями, рассчитанными более чем на 700 единиц техники в год. Компания AGB Construction Machinery сотрудничает с техническим университетом МАДИ, на базе которого расположились совместная лаборатория инжиниринга и технологий импортозамещения и конструкторское бюро. Главным экспонатом на стенде AGB в этом году был стальной ковш.
Кстати, что касается металла. Новолипецкий металлургический комбинат, принявший участие в выставке, порадовал машиностроителей, заявив, что освоил производство высокопрочной холоднокатаной стали марок Quard и Quend. Это позволит нашим производителям выпускать из нее детали меньшего веса при той же прочности металла. Возможно, это самая хорошая новость нынешней выставки, так как для производства дорожно-строительной техники российские производители используют в основном дорогие шведские стали, а теперь появилась альтернатива.